Почему ребенок боится остаться сам. Причины и советы психолога

Желание видеть своего ребенка счастливым является естественным для каждого родителя. Однако, очень многие не знают о том, что это счастье они же и дают своему ребенку.

В детстве до 5 лет закладывается жизненный сценарий, который проявится, когда ребенок станет взрослым человеком. Закладка сценария начинается с зачатия.

Мамы знают, что малыши всегда чувствуют и переживают их отсутствие. Это связано с тем, что мама до 5 лет фактически является источником энергии для ребенка в прямом и переносном смысле. Она как батарейка питает его.

Часто бывает так, что ребенок просится на ручки и начинает плакать и кричать, когда его не берут. Или ребенок ходит хвостиком за мамой и боится оставаться сам. Иногда, малыш уже подрос, но боится отпускать маму.

Нужно ли быть постоянно вместе с ребенком?

Как себя вести, чтобы ребенок не плакал и не боялся?

Как расставаться с маленькими детьми, чтобы их не травмировать?

Эти вопросы волнуют родителей, поэтому я изложу точку зрения, которая проверена временем, исследованиями и опытом.
Почему возникает тревога и страх у малыша

Популярные детские психологи обозначили такое состояние ребенка сепарационной тревогой – страх разлуки, который проявляется беспокойством и плачем, как только ребенок не видит маму. Они говорят, что это нормально и естественно. Якобы начинается она примерно в 8 месяцев и проходит к 3-летнему возрасту. Нам говорят, что это естественный сценарий. Однако, почему вообще возникает эта «сепарационная тревога», внятного ответа не дают.

Сепарация – очень важный процесс. Как он происходит – зависит от знаний и умений мамы. У ребенка от рождения заложен инстинкт выживания. Он включается, когда ребенок чувствует страх. К сожалению, тревога и страх ребенка оставаться самому – это проявление инстинкта выживания, когда ребенок не чувствует душевной любви мамы на тонком плане её ментальных полей. Забота, уход за ребенком или воспитание ребенка не является любовью. Это проявление ответственности и инстинкта материнства. Любовь – это чувство, это не материальный план. Любовь – это энергия души мамы.

Тревога ребенка закладывается в него эмоциональным состоянием мамы и её чувствами к ребенку. Любой ребенок от зачатия и до трех лет очень чутко и ясно чувствует вибрации мамы на ментальном уровне. И прежде всего, как мама относится к папе ребенка, потому что ребенок на генетическом и энергетическом уровне – это сумма отца и матери. Беспокойство ребенка вызвано тем, что поскольку он не чувствует маминой любви, а чувствует страх, то это вынуждает его инстинкт выживания проявлять себя в тревоге, плаче или крике.
Как себя вести, чтобы ребенок не плакал и не боялся

Родителям важно знать возрастные особенности в раннем детстве

От 4 до 12 месяцев малышу уже важен эмоциональный контакт, поэтому оставлять его нельзя. Нужна мама, которая «поагукает, поулюлюкает, рассмешит, поиграет, попестует и прокомментирует окружающие предметы». Конечно мама, которую он любит, вложит образы предметов и лиц, которые ребенок видит душой и воспринимает через душу.

В 6-8 месяцев возможно наступление периода «страха чужаков». Малыш может особенно паниковать при виде незнакомых людей. Дети просто видят ауру человека и чувствуют вибрации далекие от Любви.

От 1 до 3 лет - дети этого возраста при расставании ведут себя особенно мучительно для родителей: кричат, плачут и рыдают.

Дело в том, что до трех лет ребенок живет чувствами и образами, которые и формируют его чувства. Мама формирует в ребенке своей Любовью и мудростью чувства и впечатления, она главная до 3 летнего его возраста. Естественно, при участии папы. Энергии папы и мамы не взаимно заменяемы, поскольку существует разделение (мужчина не умеет рожать детей) доминирующих видов энергии мужчины и женщины. Мужчина – источник силы, а женщина источник любви.

Мама, не умеющая управлять своими эмоциями, постоянно безпокоится за ребенка, начиная с грудного возраста – «а вдруг заболеет, а вдруг что случится... прыщик вскочил, попка покраснела - караул, неведомая болезнь, скорую немедленно!», или открывает интернет и начинает читать советы. В первую очередь, маме нужно научиться управлять своим вниманием и своими эмоциями.

У детей, которые плачут, боятся остаться без мамы или не вылезают из поликлиник, «лечить» надо маму, которая их своим негативом «накачивает». И серьезно разговаривать с отцом, который не контролирует и не обеспечивает спокойное состояние жены, матери его ребенка. Почему он не дает ей уверенности и безопасности, почему она не чувствует его защиты, почему у нее страхи? Папа управляет состоянием мамы, а состояние ребенка напрямую зависит от состояния мамы.
Единственное, чем мать должна «накачивать» ребенка - это энергией своей любви. Взять себя в руки и вместо привычного «ах, что делать!» - разжечь внутри себя Любовь, обнять и пропитать ею ребенка насквозь.

Мало того, что именно это успокаивает ребенка в большинстве случаев, так в этом еще и залог его физического здоровья. А если мама боится, то все свои страхи она вливает в него потоком. Если бы она его за обедом слегка отравила - последствия были бы менее плачевны.

Если мама ребенка своей любовью пропитывает со всей отдачей чувства любви (любовь – это чувство, которое выделяет энергию жизни), а у ребенка плач не прекращается – значит, надо показать врачу, потому что там что-то есть. Но большинство этих «что-то есть» мама способна вылечить, не трогая врачей вообще.

Ребенок на ней запитан энергетически. Если у ребенка проблемы с энергообеспечением каких-либо частей тела – мама своим потоком Любви любой страх ребенка, любую «заразу» растворит своими вибрациями света, удаляя все ненужное – все блокировки энергии страха у него внутри.

После трех лет вы пожинаете плоды того, что мама заложила в ребенка. Если у вас вышло капризное и истеричное дитя в формате «всего боюсь, писаюсь, болею» - это мамины труды. Если улыбчивое и радостное - это тоже мамины труды. Первую закладку будущей психики ребенка делает мама.

Важный момент: до трех лет ребенок информационным вирусам не подвержен, потому что не воспринимает информацию никак иначе, кроме как собственными органами чувств. Мамины функции после того, как ребенок начал говорить - не меняются, но теперь к занятиям с ребенком подключается отец. Потому что именно он отвечает за событийность в жизни ребенка.
Ребенок боится оставаться без мамы или впечатленные образы ребенка

У детей с момента рождения (подчеркну, с момента появления на свет, когда ребенок ищет впервые грудь матери) и до 3-х лет есть огромное психическое и физиологическое желание учиться. После трех лет это желание учиться и впитывать информацию притупляется. Маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо. Именно в этот период сознание и подсознание ребенка, как губка, впитывает все!

Доктор медицинских наук в области возрастной психофизиологии чувств, Владимир Базарный, в своей книге «Дитя человеческое» пишет:

«Главным является не сама информация или ее количество для мозга детей, а раннее (до 3-х лет) целенаправленное формирование устойчивой структуры чувственных доминант, обращенных на добро, накопление в памяти чувств образов одухотворенных человеческих устремлений, кропотливое формирование творческих рук и творческого речения. Каковы будут образы – то и вырастет. То семя, которое вы бросили в душу младенца, даст свои плоды».

Можно твердо сказать, что воля будущей личности закладывается до 3-х лет его жизни в этом мире. Различение Добра и Зла закладывается в младенца до 3-х лет.
В.Базарный отмечает: «Механизм такой трансформации – это механизм запечатления в памяти чувств ребенка того или иного видеоряда жизненных ситуаций или образной логики происходящей вокруг него жизни. Запечатляется ребенком все подряд!»

Запечатлел ребенок в памяти чувств образ волчьего поведения, волчьей звуковой и «жестовой» сигнализации — внутренне становится волком.

Запечатлел через экран монитора образы (сцены) крови, насилия и секса — может вырасти жаждущий крови, прибегающий к насилию, получающий удовольствие от таковых действий индивид.

Запечатлел ребенок образ духовно-разумной, нравственно-обустроенной жизни вокруг себя — может взрасти совершенным человеком.

Взгляд любого человека, увиденного ребенком — есть концентрированное выражение энергетики души этого человека, в том числе ее патологий.

Самое главное, самое жизненно важное для полноценного развития ребенка на грудничковом этапе — это телесно-контактное и словесно-эмоциональное единение матери с ребенком. Единение в абсолютной нежности и Любви к младенцу, глубинное проникновение в его жизнь и понимание его призывов и запросов.
Почему ребенок боится оставаться один?

Какие же чувства у малыша после рождения? Он попадает в мир, где другие звуки, другие ощущения, где есть свет. Ребенок вынужден совершать действия, на которые раньше не был способен.

Время от времени он попадает в состояние, которое испытывал в утробе матери – он чувствует тесноту, ему тепло, и когда он сосет материнскую грудь, то чувствует вкус и запах, подобный вкусу и запаху околоплодных вод. Тогда он ощущает себя в состоянии безопасности и покоя.

Аналогичные чувства возникают у него, когда он на руках у матери или лежит рядом с мамой, чувствуя её запах. Такие же чувства вызывает у него совместный сон с мамой, когда он пропитывается энергией в её полях.

Что ощущает новорожденный ребенок, которого забрали от мамы после выхода из чрева?
Речь идет о минутах, когда он переживает опыт, который можно выразить так: «распад на куски, бесконечное падение, умирание... умирание... умирание... утрата всякой надежды…» (Винникотт Д.В. «Маленькие дети и их матери»)

На самом деле, это первая сепарация и первый страх от сепарации, из-за того, что ребенок не ощутил тепла тела матери. Это момент, когда ребенку, впервые в новом для себя мире, важно почувствовать физически и душевно свою первую точку опоры на теле своей мамы.

А далее, совместный сон мамы и ребенка. Это даже не столько о важности совместного сна с мамой, сколько для тех родителей, которые считают, что не нужно «приучать ребенка к рукам».

Совместный сон с матерью необходим ребенку для формирования уравновешенной психики, для создания уверенности и безопасности в окружающем пространстве и, прежде всего, в маме.
Во время поверхностного сна ребенок контролирует, где находится его мама, рядом ли она. Если мамы рядом нет, ему страшно долго находится в этой фазе одному, и тогда он засыпает глубже (реакция подсознания) или просыпается от тревоги.

В том случае, если мама и ребенок спят отдельно, у малыша может появляться продолжительный глубокий сон. Иногда двухмесячный ребенок начинает спать с 9 вечера до 9 утра, «как бревнышко». Это защитная реакцией на стресс – сон отдельно от матери.

Во время совместного сна с матерью малыш получает тактильную стимуляцию, необходимую для развития нервной системы. Ребенку мало прикосновений матери, получаемых во время бодрствования.

Только во время совместного сна с мамой ребенок не будет бояться жить. Прикосновения мамы – это напоминание, что он жив и нужно дышать во сне. Потому что до одного года жизни он считает себя и маму единым целым организмом. Если мама куда-то ушла, значит нет и его.

Маме ночной сон с ребенком нужен для полноценного грудного вскармливания. Женщина так устроена, что максимальное выделение гормона, приводящего к образованию молока, происходит в её организме в ночное время во время сосания ребенка.

Мама и ребенок – это единая целостная система взаимодействия энергий. Если эта система разорвана до 3-х лет – ребенок всегда будет бояться оставаться в одиночестве и тем более, в темное время суток.
Нужно ли быть постоянно вместе с ребенком?

Чтобы меньше травмировать ребенка, нужно как можно реже с ним расставаться, потому что по факту маму заменить никто не может, по энергетике и по функционалу, даже папа.

Психологи рекомендуют, уходя от ребенка, сообщать ему, когда вы вернетесь. Не стоит рассчитывать на это, поскольку для малыша понятие времени размыто. То, что будет потом, сейчас его совсем не греет. А ведь сейчас «он теряет вас, и это заполняет все его сознание».

Поэтому, что бы вы ни делали в момент расставания, скрасить его очень сложно. Хотя ритуалы и определенным образом сказанные слова важны для психического состояния ребенка, ибо ребенок верит каждому ее слову и жесту.

До трех лет, очень желательно, маме не расставаться с ребенком при этом давая ему самостоятельность. Очень важно давать ему простор для самостоятельного изучения мира и вмешиваться в этот процесс только в случае крайней опасности.

Только через самостоятельную занятость в познании мира ребенок может сформировать свою уверенность в том, что может временно оставаться без мамы.

Чтобы ребенок не боялся оставаться без мамы, его первичные инстинктивные чувства нужно одухотворять. Это происходит при следующих базовых действиях:
  • продолжительное (не менее двух лет) грудное вскармливание
  • постоянное пение ему колыбельных песен
  • качание в подвесной кроватке (люльке)
  • многолетнее любвеобильное общение с ним на фоне все более глубокой ассоциации слов с образами мира
  • в дальнейшем (когда уже формируются хватательные и отталкивающие движения ручек и ножек) переход на телесную вертикаль, кропотливое формирование умных (творческих) рук
Как расставаться ребенком, чтобы его не травмировать

После 3-х лет многие дети идут в детский сад. У них появляется потребности в общении с ровесниками. Вместе с тем, они все еще могут горько переживать разлуку с мамой – им страшно. Чтобы максимально смягчить чувства ребенка и создать в нем внутреннюю опору, можно воспользоваться следующей методикой:
Техника работы с тревогой

Мама объясняет своему малышу, что у его тревоги, когда он боится оставаться без мамы – есть три замка. Эти три замка, три составляющие, из-за которых эта тревога становится столь мучительной. У этих замков есть ключи, которыми можно открыть замки и выпустить тревогу на свободу.

Первый замок и ключ

Первый замок тревоги – телесное напряжение. Телесные ощущения можно описать, как «сжатая пружина внутри», «боль в животе», «рукам холодно».

Ключ, который открывает этот замок – это дыхание. Глубокое дыхание снимает напряжение в теле. Делая глубокий вдох через нос и полный выдох через рот 4 - 5 раз (до 10 раз), от притока кислорода кровь начинает лучше циркулировать и снабжать клетки организма. Организм успокаивается – телесный спазм, вызванный страхом, постепенно исчезает.

Нужно сделать вместе с ребенком несколько таких дыхательных циклов. Если ребенок балуется или не хочет делать – не давите. Выбирайте другой момент. Можно сделать цикл цветного дыхания: каждый вдох разного цвета. Ребенок сам себе говорит: «А сейчас вдыхаю красный цвет! И выдыхаю….. А сейчас вдыхаю зеленый цвет! И выдыхаю…..

Второй замок и ключ

Второй замок тревоги – мысленное душевное напряжение. Ребенка пугает неопределенность. Мысленное напряжение можно описать как отсутствие чувства безопасности в душе.

Ключ, который открывает этот замок – ощущение безопасности. Ребенок должен вспомнить и представить самое уютное, самое любимое, самое теплое – самое безопасное место в квартире или в доме у родителей или у бабушки с дедушкой. Спросите у своего ребенка, что это за место такое? Где оно может быть или оно есть уже у него?

«Какое самое любимое место для тебя, где тебе хорошо и уютно, где ты ничего не боишься? Нужно спрятаться в самом надежном месте!» – это говорит мама.

Пусть ребенок предложит несколько вариантов. Дополните эти варианты своим. Обсудите с ребенком, почему именно эти места являются безопасными, что делает их такими?

Третий замок и ключ

Третий замок тревоги – безсилие и безпомощность. Когда вы тревожитесь, то ощущаете свою беспомощность как ребенок.

Ключ, чтобы справиться с безсилием – это необходимость опоры и поддержки - физической и душевной. Это поддержка тех, на кого можно опереться, когда тебе страшно и плохо. Это опора на тех, кто может поддержать ребенка словом и делом.

Спросите ребенка: «На кого ты мог бы опереться?»

Если нет у ребенка мысленной опоры на людей (родных или близких) или если ребенок говорит, что «не знаю» или «никто», то предложите ему запасной вариант. Всегда можно опереться на Землю и Бога. Земля и Бог поддерживают всех нас, независимо какой ты есть.

Для этого сделайте своеобразный ритуал вместе с ребенком: нужно твердо встать на ноги, притопнуть одной и другой ногой, почувствовать вес своего тела и опору под ногами. И просто произнести такие слова: «Земля Матушка и Бог во мне - всегда со мной! Это моя надежная опора! Теперь я смелый(ая) и ничего не боюсь!» Повторяйте так несколько раз в разных ситуациях.

Главный ключ – это вера в Любовь мамы и папы, вера ребенка в то, что он не одинок, действительно, любим и имеет опору и поддержку Земли и Бога.
Если у тебя есть желание узнать об отношениях взрослых и детей и поправить ситуацию, ты можешь записаться на Душевную Беседу или Консультацию.